Включите JavaScript

Основы информатики

Организационная информация

Длительность курса: 18 астрономических часов.

Программа обучения

Понятие алгоритмов

  • Понятие алгоритма Примеры алгоритмов из реальной жизни (использование бытовых приборов). Алгоритм – это средство разбиения сложной задачи на простые составляющие – действий.
  • Разница между алгоритмом и программой компьютера, программа это последовательность команд понятных компьютеру и реализующих алгоритм.
  • Смысл в рисовании алгоритмов. Для обмена между людьми. (инструкция по сборке стола).
  • Способы описания алгоритмов (только перечисление с минимальными примерами):
    • Словесное и иллюстративное описание.
    • С помощью специальных языков (псевдо-код).
    • Схемы алгоритмов (блок-схемы).
  • Элементы, используемые для рисования блок-схем:
    • Процесс (действие).
    • Стрелочка между действиями и нумерация действия (у каждого действия обязательно один вход и один выход).
    • Начало и конец (терминаторы с одной стрелкой: выход или вход).
    • Блоки ввода и вывода (как специфические действия в алгоритме).
    • Блок ветвлений (решения, в одним входом и более одного выхода).
    • Блок цикла (специальные символы для обозначения повторяющихся действий).
    • Соединитель и комментарий, как вспомогательные элементы (для избежание пересечения линий и переноса на следующую страницу; для пояснения элементов блок схемы).
  • Пример простого вычислительного алгоритма для сложения двух чисел (с = a+b).
  • Простые арифметические операции: +, –, *, / и операция присвоения :=.

Простые условные конструкции

  • Типы алгоритмов: линейные и с ветвлением (почти всегда при решении задач человек стоит перед выбором). Пример: армейский подход (без вариантов) и логический подход (с выбором возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств).
  • Пояснение блока ветвления. Зачем нужен, что пишется внутри. Как записывать условия (операции сравнения: <, >, <=, >=, ==, !=). Нужно подписывать выходы, чтобы знать, куда двигаться (как подписывать выходы: “Да и нет”, “Истина и ложь”, “+ и –”).
  • Примеры ветвлений: деление на ноль и как избежать ошибки “деление на ноль”.
  • Пример нахождения большего из двух чисел.
  • Другие примеры алгоритмов с принятием решений.

Сложные условия

  • Логические объединяющие операции (И, ИЛИ, НЕ) – значение элементов на примере из реальной жизни (“пойдешь гулять только когда сделаешь уроки И помоешь посуду”, “если опоздаем на урок ИЛИ урок отменят, то пойдем гулять в парк”, “будем играть в футбол, если НЕ пойдёт дождь”).
  • Вложенные условия и их замена сложным условием.
  • Решение задачи определения попадания числа в диапазон в двух вариантах: с вложенными условиями и со сложным условием.
  • Примеры на сложные условия (попадание чисел в зоны).

Циклы

  • Примеры повторяющихся действий из реальной жизни: мытьё горы посуды, сбор денег или подписей у жильцов подъезда, нарезка бутербродов.
  • Типы циклов (классификация первая): с предусловием, с постусловием; (классификация вторая): с известным количеством повторений, с неизвестным заранее количеством повторений. Примеры из реальной жизни: формулируется задача, а студенты должны сказать, к какому типу циклов относится решение этой задачи:
    • На каждом подъезде четырех подъездного дома наклеить объявление (предусловие “тут уже клеили”).
    • Красить забор по одной штакетине (условие “пока не закончился забор или не закончилась краска”).
    • Поедание конфет из коробки (“пока не закончились конфеты или пока не наелись”).
  • Рисование циклов на блок-схемах:
    • Цикл с предусловием через условие и стрелки.
    • Цикл с постусловием через условие и стрелки.
    • Альтернативные способы изображения.
  • Формула суммы и произведения (S = 0, S = S + i; P = 1, P = P * i).
  • Задачи на циклы:
    • Поиск суммы вводимых с клавиатуры чисел.
    • Поиск произведения вводимых чисел из диапазона от 1 до 10.
    • Поиск среднего значения вводимых с клавиатуры чисел.
    • Поиск минимального значения вводимых с клавиатуры чисел.

Системы счисления

  • Системы счисления: алфавит и основание, связь между ними.
  • Расширенная запись числа через основание системы счисления и алфавит.
  • Двоичная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 2 и наоборот.
  • 8ричная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 8 и наоборот.
  • 16тиричная система: всё о ней и алгоритм перевода из 10 в 16 и наоборот.
  • Таблички для удобства преобразования.
  • Знакомство с Visual Studio. Общее понятие проекта, создание и запуск консольного приложения.
  • Структура программы.
  • Типы данных, переменные и константы.
  • Оператор присваивания, инициализация переменных.
  • Ввод и вывод (cin, cout, endl, управляющие последовательности).
  • Математические операции.
  • Примеры простых расчетных программ.

Выработка навыков по написанию линейных программ

  • Решение базовых задач по линейным алгоритмам:
    • введение дополнительных переменных,
    • использование вещественных чисел,
    • Использование нескольких констант,
    • работа с вводом символов.
  • Отработка алгоритмов на четность и кратность чисел, получение остатка от деления
  • Общий подход к выбору типа данных с учетом решаемой задачи

Условные конструкции языка С++

  • Условный оператор if – else
  • Краткая форма условного оператора
  • Составление простых и сложных условий (операции сравнения и логические операции)
  • Решение задач по теме (по ранее составленным алгоритмам)

Оператор выбора

  • Алгоритм выбора с множеством вариантов.
  • Синтаксис оператора.
  • Пример использования: создание программы пересчета оценок из 12 бальной системы в 5 бальную, а также определения уровня качественной успеваемости студента (1,2,3-низкий, 4-6 – удовлетворительный, 7-9- достаточный, 10-12 - отличный).
  • Реализация калькулятора для простых операций.

Циклические операторы

  • Синтаксис циклических операторов языка С++.
  • Написание программ с использованием цикла for.
  • Написание программ с использованием цикла while.
  • Написание программ с использованием цикла do..while.
  • Задачи на циклы.

Понятие «вложенный цикл». Составление алгоритмов и написание программ

  • Привести примеры использования вложенных циклов.
  • Задачи на вложенные циклы.

 Узнать больше вы сможете через регистрационную анкету,
наш менеджер свяжется с вами удобным для вас способом.

Другие курсы по направлению "Подготовительные курсы, курсы ползователя пк"

Наверх